Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы ( смотреть...) Портфолио - это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в
определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой,
социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом
практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
· Коллекция работ учащегося, всесторонне
демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их
достижению;
· Выставка учебных достижений
учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период
обучения (четверть, полугодие, год).
Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он
знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Портфолио помогает решать следующие
важные педагогические задачи:
- поддерживать
и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- развивать
навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать
умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- закладывать
дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы
должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен
быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио
заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области
образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой
творческой личности следует считать не "выдающиеся способности"
(высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные
цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации
творческого потенциала личности.
|